Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Оглавление:

Руководители музея:

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

От вятичей до Кантемиров

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

К оглавлению

Проект Екатерины II

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи)  истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

К оглавлению

Парк и дачный поселок

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

К оглавлению

Поселок Ленино

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

К оглавлению

Музей ДПИ и реставрация

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея (в начале 1992 года комплекс переименовали в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»). Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Руководители музея

Илья Сергеевич Глазунов (10 июня 1930 года — 9 июля 2017 года)

Со 2 июля 1981 возглавлял дирекцию по формированию музея декоративно-прикладного искусства народов СССР.  С 1984 по 10 марта 1986 года — директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ СССР , впоследствии — Государственный музей-заповедник «Царицыно»).

Народный художник СССР (1980). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (2010).

Профессиональный живописец и график, член Союза художников СССР, Илья Сергеевич Глазунов широко известен как художник, преподаватель Художественного института имени В.И. Сурикова и руководитель работ по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского дворца (1996–1999) и ряда других проектов.

После создания ГМДПИ СССР именно Глазунов выбрал для его размещения Царицыно, где были начаты масштабные реставрационно-восстановительные работы, основанные на новой концепции использования дворцового ансамбля.

Музей приравняли к научно-исследовательскому институту. Глазунов определял политику комплектования фондов в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР, которые были основаны на историко-этнографическом подходе. Оставил пост директора после создания по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которую бессменно возглавлял с 1987 года.

К оглавлению

Виктор Григорьевич Окин (р. 29 января 1945 года)

Историк, заведующий отделом хранения фондов, временно исполнял обязанности директора с 11 марта по 13 июля 1986 года.

К оглавлению

Николай Николаевич Седов (р. 27 апреля 1930 года)

Директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ СССР) с 14 июля 1986 по июнь 1987 года.

Главный художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.

К оглавлению

Виталий Серафимович Манин (26 февраля 1929 года — 22 апреля 2016 года)

Занимал должность заместителя директора музея по науке с 5 мая 1987 года по 4 апреля 1988 года. С 6 июня по 25 декабря 1987 года фактически руководил музеем: подписывал основные документы, управлял внутренними процессами.

Советский и российский искусствовед. Автор многих книг по истории русского и советского искусства, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. В.С. Манин был идеологом популяризации и изучения дворцово-паркового ансамбля Царицына в контексте русской истории. Пригласил в штат авторитетных искусствоведов,

учредил два основных научно-хранительских подразделения музея: архитектурно-парковый отдел и отдел декоративно-прикладного искусства народов СССР. Последний был позже разделён на сектора по территориально-региональному принципу. Выдвинул идею формирования коллекции предметов искусства XVIII века, то есть эпохи возникновения царицынского архитектурного ансамбля. Автор идеи создания сектора изучения современного русского искусства (создан в 1993 году).

К оглавлению

Всеволод Иванович Аникович (20 июня 1925 года — 22 февраля 2016 года)

Директор музея с 25 декабря 1987 по 18 декабря 2001 года.

Участник Великой Отечественной войны, генерал-майор Советской армии, заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1968), заслуженный работник культуры РCФСР (1979), заслуженный деятель культуры Республики Польша (1987). Награждён многочисленными орденами и медалями (в том числе за боевые заслуги) СССР, Российской Федерации и стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В период его руководства в феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название – Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник «Царицыно».

Всеволод Иванович много усилий уделял архитектурному комплексу: обеспечивал реставрацию и введение в эксплуатацию дворцов и других сооружений, построенных в Царицыне по проекту В.И.  Баженова. Во вновь отреставрированных зданиях впервые были открыты музейные экспозиции. Но еще в 1988 году в Выставочном зале Красногвардейского района (ныне — галерея «На Каширке») состоялась первая в Москве выставка произведений искусства из собрания ГМДПИ народов СССР.  В 1994 году царицынский музей впервые распахнул двери для посетителей: в отреставрированном Втором Кавалерском корпусе открылась экспозиция «Из художественных коллекций музея-заповедника “Царицыно”». В 1997 году в Среднем и Малом дворцах также открылись выставки.

В.И. Аникович добился для музея статуса заказчика реставрационных работ, что определило строго научную реставрацию принадлежащих «Царицыну» архитектурных памятников. Территория ансамбля была обеспечена всеми инженерными коммуникациями. В 1988 году была создана собственная археологическая служба музея. Началась активная экскурсионная и лекционная деятельность, стало развиваться направление музейной педагогики (были разработаны программы для детей по рисованию, археологии, истории). С 1997 года «Царицыне» стали проходить концерты. В 1993 году началось регулярное издание сборников научных работ музейных сотрудников.

Для хранения фондов музея был выделен объект гражданской обороны.

В тяжёлые годы экономического и политического кризиса В.И. Аникович не только сохранил музейных сотрудников и царицынские коллекции, но и способствовал дальнейшему развитию музея: пополнению фондов, созданию новых коллекций, проведению экспозиционно-выставочной работы и разноплановых научных исследований. Благодаря Всеволоду Ивановичу в музей стали приходить на работу молодые специалисты.

К оглавлению

Виктор Васильевич Егорычев (р. 16 сентября 1955 года)

Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» с 10 сентября 2001 по 24 июля 2006.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1977), кандидат искусствоведения. Начинал свой путь в музее в качестве заместителя директора по научной работе (1988–1992). Уже тогда Виктор Васильевич предложил оригинальную концепцию развития музея, согласно которой в научном отделе были образованы секторы изучения наивного искусства и искусства новейших течений.

Именно В.В. Егорычев способствовал получению музеем статуса заповедника.  С 1992-го по 2001 год занимал ответственные посты в аппарате Совета Министров—Правительстве РФ, в 1999–2001 годах был заместителем министра культуры.

В.В. Егорычев — один из инициаторов перевода музея-заповедника «Царицыно» из федерального подчинения в ведение Правительства Москвы (осуществлено в конце 2004 года).

Идеолог активного пополнения фондов произведениями искусства XVIII–XIX веков. Лично занимался вопросами комплектования музейных коллекций. Инициатор детального изучения истории Царицына с акцентом на популяризацию личности Екатерины II. Также при нем начата работа над Царицынской иллюстрированной энциклопедией.

В.В. Егорычев реформировал научно-хранительскую работу музея, разделив хранительские и научно-исследовательские задачи между разными отделами.

При обсуждении планов реставрации архитектурного ансамбля отстаивал идею музеефикации руин Большого дворца как самодостаточного памятника — «Московского Колизея».

Под руководством В.В. Егорычева начались самая масштабная и знаменитая реконструкция и реставрация архитектурного и садово-паркового ансамбля Царицына (2005–2007), была расширена территория музея. Однако при этом музей лишился статуса заказчика реставрационных работ.

Виктор Васильевич многое сделал для развития музейной педагогики и издательской деятельности. В 2005 году утвердил комплексную целевую программу развития музея.

Уйдя с поста генерального директора, занимается научно-исследовательской работой, разработал путеводитель по музею-заповеднику. Собирает коллекцию артефактов XVIII–XXI веков, относящихся к истории Царицына и Екатерине II.

Награждён медалью «За трудовую доблесть» (1986).

К оглавлению

Александр Сергеевич Безруков (р. 4 сентября 1948 года)

Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» с 24 июля 2006 по 14 октября 2013 года.

В 1974-м окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского; преподавал с 1975 по 1979 год на Военно-дирижёрском факультете при Московской консерватории, с 1981 года занимал административные должности в структурах Министерства культуры СССР, в аппарате Правительства РФ и Администрации Президента РФ, был советником заместителя руководителя Администрации Президента РФ, помощником заместителя Председателя Правительства РФ. В 1999–2003 годах — генеральный директор Московской государственной филармонии. Имеет звание Государственный советник Российской Федерации.

В музее-заповеднике «Царицыно» начал работу в 2003 году в качестве первого заместителя генерального директора. Участвовал под руководством В.В. Егорычева в разработке и утверждении Правительством Москвы «Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника „Царицыно“ на 2006–2008 годы».

Александр Сергеевич возглавил музей в 2006 году в период активной реализации крупномасштабных работ по реставрации и реконструкции царицынского дворцового ансамбля и пейзажного парка, воссозданию оранжерейного комплекса, реабилитации исторических прудов и благоустройству территории, созданию сервисной музейной инфраструктуры.

Главное достижение тех лет — создание в чрезвычайно сжатые сроки в дворцовом комплексе — Хлебном доме (2006) и Большом Дворце (2007) — современного музейно-выставочного, образовательного и культурно-просветительcкого центра на основе воссозданной императорской усадьбы Екатерины II. Дворцовые помещения, оснащенные самым современным инженерным и музейным оборудованием, не уступающим ведущим музеям мира, сделали возможным реализовать в 2006–2013 годах десятки масштабных историко-культурных выставочных проектов с экспонированием предметов как из собственных фондов, так и из собраний ведущих российских музеев, архивов и частных коллекций. Среди наиболее крупных выставок: «Придворная охота», «XVIII век — век воинской славы России», «Князья Голицыны. 600 лет служения России», «Великолепный князь Тавриды — Г.А. Потёмкин. Эпоха и личность», «Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток. 1890–1891», «Большой бал» и многие другие. Несомненный интерес вызвали выставки-коллекции модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, работы современных художников Василия Нестеренко и Сергея Андрияки, мастеров гобелена из бывших советских республик, художественные изделия народных промыслов из Павлово-Посада, Жостова и многие другие. Каждая новая выставка или экспозиция сопровождалась каталогом или многостраничным буклетом.

Также в сотрудничестве с зарубежными музеями и частными коллекционерами из Франции, Канады, Германии, США, Италии, Австрии и других стран были созданы выставки «Время собирать…», «Русское искусство в зарубежных частных коллекциях», «Огюст Роден», «Гунтер Закс. Фотограф и коллекционер» и другие, способствовавшие развитию культурных связей и укреплению международного авторитета музея-заповедника «Царицыно».

Под руководством Александра Сергеевича музей активно пополнял свои фонды ценными раритетами из государственных и частных российских и зарубежных коллекций, в том числе произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, археологическими артефактами.

При непосредственном участии генерального директора парадные залы Большого дворца были оснащены первоклассными музыкальными инструментами и сценическим оборудованием; в Атриуме Хлебного дома начал функционировать уникальный органный зал. Это дало возможность организовать в музее-заповеднике постоянную концертную деятельность, привлечь ведущих артистов, исполнителей и творческие коллективы.

Особое место в жизни музея-заповедника стало занимать регулярное проведение в дворцовом комплексе и на царицынской территории международных и всероссийских культурных и общественных акций, отраслевых и городских форумов, народных гуляний, открытых концертов и иных публичных мероприятий. Среди них — концертные программы ко Дню города Москвы, празднование Дня семьи, любви и верности, Широкой Масленицы, джазовые и другие музыкальные фестивали.

Первостепенное внимание дирекция во главе с Александром Сергеевичем уделяла работе с посетителями музея-заповедника, удовлетворению их  разнообразных запросов. Были созданы полноценный интернет-сайт музея-заповедника «Царицыно», развитая сеть информационных и рекламных устройств. Природное и архитектурное богатство музея позволили реализовать в дворцовом и оранжерейном комплексах и на территории различные экскурсионные и образовательные программы, в том числе экскурсии на электромобилях по пейзажному парку, фотографирование посетителей в исторических костюмах, лодочные прогулки на царицынских прудах. Также был организован выпуск сувенирной продукции с символикой музея-заповедника, в полной мере налажено сервисное обслуживание посетителей. В Оперном доме для молодожёнов стали регулярно проводиться театрализованные выездные бракосочетания.

За период 2006–2013 годов стараниями коллектива музея-заповедника под руководством А.С. Безрукова  в возрождённом Царицыне сформировался один из крупнейших многофункциональных историко-культурных, музейно-выставочных и туристских комплексов, ставших излюбленным местом культурного досуга миллионов москвичей и гостей столицы. В 2009 году ГМЗ «Царицыно» стал победителем городского смотра-конкурса «Город для всех» в номинации «Организация культуры» — за особые достижения по приспособлению музейной инфраструктуры для людей с инвалидностью.

К оглавлению

Наталья Юрьевна Самойленко (р. 17 октября 1954 года)

Генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно» с 18 ноября 2013 года по 4 марта 2016 года.

Кандидат искусствоведения, лауреат премии Министерства культуры Российской Федерации «Памяти Т.А. Кибальчич» за успешный менеджмент в музейном деле (2016), преподаватель истории русского и зарубежного искусства и истории культуры в вузах; в 1999–2012 годах — исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и фестиваля «Музейный гид»; в 2012–2013 годах — директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ.

За время работы в ГМЗ «Царицыно» Наталья Юрьевна Самойленко создала и начала воплощать в жизнь новую концепцию развития музея. Под её руководством осуществлялись масштабные выставочные проекты, в которых принимали участие ведущие российские музеи, крупнейшие архивы и библиотеки, частные коллекционеры, талантливые дизайнеры и кураторы. Среди этих проектов — выставки, которые высоко оценили не только посетители музея, но и экспертное сообщество: «Дворец во дворце: скульптура Останкина в Оперном доме Царицына», «Царские потешные огни», «Дон Кихот в России и донкихоты на троне», «Палладио в России», «Воображаемый Восток. Китай по-русски. XVIII — начало ХХ века», «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы», «Тузы, дамы, валеты: двор и театр в карикатурах А.И. Всеволожского из собрания В.П. Погожева», «Анатомия смеха: английская карикатура XVIII — первой трети XIX века», «Состязание с натурой: из истории убранства стола XVIII–XIX веков», «Люди должны быть разными», «Писатель и тайна: Александр Солженицын». Часть архитектурного наследия Царицына — Оперный дом, Малый дворец, Третий Кавалерский корпус, построенные по проектам архитектора В.И. Баженова, — вновь открыли двери для посетителей и стали использоваться для экспозиций и выставок. В залах Большого дворца ожила память о «великой руине», а обновлённую экспозицию «Екатерина II. Золотой век Российской империи» дополнило современное пространство с контентом просветительского проекта «Арзамас». Был создан новый сайт музея, запущены линейки сувенирной продукции.

К оглавлению

Сергей Ильич Худяков (р. 21 ноября 1948 года)

Временно исполнял обязанности генерального директора музея-заповедника «Царицыно» с 5 марта по 7 апреля 2016 года.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат философских наук. Для изучения потребностей музея в экспонатах XVIII века инициировал создание списков перспективного комплектования коллекции, в дальнейшем послуживших ориентиром для фондово-закупочной деятельности музея.

К оглавлению