eng

Ворота и мосты

Воротам и мостам в увеселительной резиденции Екатерины II отводилась особая роль. Ансамбль, задуманный В. И. Баженовым, был поставлен на возвышении, на открытом мысу над гладью вод, подобно средневековому монастырю или кремлю. Но стен у него не было, их функцию отчасти выполняли мосты и ворота — они отмечали границы ансамбля, служили архитектурным оформлением главных входов на его территорию.

С Фигурного моста (1776–1778) начались строительные работы В. И. Баженова в Царицыне. Этот мост, похожий на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой, служил парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. Сверху по мосту проходила «Берёзовая перспектива» — аллея, ведущая к дворцам императрицы. Она начиналась от Большого моста через овраг — парадного въезда в усадьбу со стороны Большой Каширской дороги. Завершали «Берёзовую перспективу» Фигурные (Виноградные) ворота, которые со стороны парка кажутся красивым входом в дворцовую часть ансамбля.

Большой дворец и Хлебный дом соединяет галерея-ограда с воротами (1782–1784). На первоначальных планах В. И. Баженова она не была отмечена. Замысел этой постройки, возможно, появился позднее, в связи с изменениями планировки центральной группы дворцового ансамбля. Возможно, тогда и появилась мысль соединить дворец великого князя Павла Петровича с Хлебным домом. Назначение галереи-ограды чисто декоративное.

Сооружение Оранжерейного моста и гротесковых мостов в парке связано с новым этапом строительства в Царицыне, начавшимся после назначения в XIX веке на должность главы Экспедиции Кремлёвского строения П. С. Валуева.

Оранжерейный мост на «церковном рву» был построен в начале столетия архитектором И. В. Еготовым. Значение моста было в основном хозяйственное — он служил для сообщения с заовражной территорией, на которой располагались оранжереи и обширные плодовые сады. Большой и Малый гротесковые мосты (1805–1808), также связанные с именем И. В. Еготова, были частью «романтических затей», сооруженных в царицынском парке: в глухих оврагах и у подножий холмистых берегов Верхнего царицынского пруда. Источником вдохновения для архитектора послужила «готическая» архитектура дворцового ансамбля В. И. Баженова и М. Ф. Казакова.