eng

Миловида

Миловида («Миловидова галерея»), парковый павильон в пейзажной части Царицынского парка. Сооружён в 1803 по проекту и под наблюдением архитектора И. В. Еготова. Расположен на пересечении Глухого проспекта (Несторовой аллеи) и Утренней дорожки. Представляет собой галерею, перекрытую полуциркульным сводом, который поддерживают шестнадцать колонн дорического ордера, с четырьмя «кабинетами» по ее сторонам. Цилиндр ложного свода при сооружении был расписан кессонами в технике гризайль клеевыми красками. Стены павильона сложены из красного, хорошо обожженного кирпича (размер 23–24×11–12×5,5–6 см) на известковом растворе с относительно тонкими швами 10–12 мм. Первоначально верхняя часть павильона была построена из вертикально поставленных бревен диаметром 16 см, плотно пригнанных друг к другу и поставленных на нижние бревенчатые обвязки, покоившиеся на кирпичных стенах, с верхними обвязками, служившими для врубки в них кружал деревянного цилиндрического свода и для крепления на них стропил.

Впервые упоминается в 1811 («…на плотине против Миловиды слюз промыло, которой также надлежит исправить»). Известен также выполненный учеником архитектуры ЭКС В. А. Бакаревым чертёж начала XIX века — план и фасад «Миловиды».

В 1823 кровля «Миловиды» ремонтировалась, были оштукатурены внутри и снаружи стены. Из описи 1825, опубликованной И. Е. Забелиным, следует, что сквозная арка павильона была украшена «довольно хорошими мраморными бюстами». «Галерея Миловида каменная с наделкою в верху деревянною оштукатуренною, крытая железом; на верху ея статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; внутри ея колонн больших шестнадцать, небольших восемь, оштукатуренных по дереву. По бокам по две комнаты с дубовыми створчатыми дверями с задвижками, и в каждой по два окошка с желузями под краскою; в середине ея на четырех тубах белого камня большие бюсты белого мрамора на таковых же пьедесталах. В выше означенной Миловиде стульев с точеными ножками под краскою с плетёными сидениями из верёвок, покрытыя жёлтою краскою — восемнадцать; таковых же под дикою краскою с сидениями плетенными из камыша — восемь; столов дубовых больших складных — три».

18 июня 1835 четыре мраморных бюста, находившихся в Миловиде, были перенесены, по распоряжению министра Императорского двора князя П. М. Волконского, в вестибюль Александринского летнего дворца.

В донесении смотрителя села Царицыно А. Егорова в Московскую дворцовую контору (МДК) от 4 мая 1838 павильон назван ветхим, ввиду чего смотрителю предписано его заколотить «до исправления от ветхости». В июне 1855 в смету на «разныя исправления казарм в селе Царицыне», составленную архитектором В. Г. Дрегаловым, была включена статья по восстановлению штукатурного покрытия и покраске «у Миловидовой беседки по колоннам и стенам внутри и снаружи».

По описи 1859 павильон находился в удовлетворительном состоянии, хотя алебастровые скульптуры обозначены как обвалившиеся от времени. В рапорте в МДК царицынский смотритель титулярный советник Гурьянов просил разрешения использовать беседку для отдыха и чаепития посетителей. В это же время архитекторский помощник Н. А. Андреев составил «Фасад с планом беседки Миловидовой в Селе Царицыне». В 1860 «Миловида» была включена в ведомость строений в Царицыне, подлежавших разборке (составлена архитектором Н. А. Шохиным по поручению МДК); обветшавшие к 1860 скульптурное убранство павильона и полы из лещадных плит были сняты (и уже не восстанавливались), однако павильон разобран не был. В 1870–1880-е гг. он был приспособлен под чайный домик. Известно, что 20 мая 1883 в «Миловиде» «кушала чай» герцогиня Эдинбургская, бывшая до замужества великой княгиней Марией Александровной. У соседних куртин, получивших название Миловидовой рощи, летом играл духовой оркестр. Однако вскоре пить чай в павильоне стало нельзя.

В 1860–1941 павильон неоднократно ремонтировался: штукатурились его боковые кирпичные стены, заменялись деревянные конструкции, живопись на своде галереи подвергалась прописке. В 1915, когда Удельное ведомство, приступило к очередному ремонту беседки, Московское археологическое общество обратилось в Управление Московского удельного округа с просьбой «обратить внимание на то, чтобы при ремонте никакие детали и отдельные части не были изменяемы, т. к. здание это представляет собой художественный и исторический интерес». Наблюдение за работами со стороны Московского археологического общества было поручено его члену Н. Б. Бакланову, и управляющему Царицынским имением Н. А. Рохманову было предписано оказывать Бакланову «возможное содействие».

В ночь с 21 на 22 июля 1941 воздушной волной от немецкой авиабомбы была повреждена отделка павильона: частично осыпались карнизы, лепные барельефы, модульоны, живопись, штукатурка. К началу 1950-х гг. павильон находился в полуразрушенном состоянии. В 1954–1961 Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР были проведены исследования и комплексная реставрация павильона под руководством архитектора М. В. Дьяконова. Основные работы были проведены в 1958–1960, а в 1961 восстановлена живопись (художники-реставраторы Е. В. Тихомиров и Н. А. Пахомов). К началу 1990-х гг. павильон вновь обветшал, а в 1992 был серьёзно повреждён пожаром. В 2006–2007 отреставрирован по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М. Д. Голубина. Автор росписей — художник Е. Ю. Патлажанова, скульптуры сфинксов создал А. В. Сусликов, статуи вакханок, богинь Авроры и Венеры западного фронтона, медальоны главных фасадов — В. Н. Крючков.

А. А. Баранова, П. Б. Ермолов