eng

Большой дворец

Большой дворец — единственное здание в Царицыне, созданное по проекту русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Он определяет композицию центральной части усадьбы, разделяя ее территорию надвое: северный фасад дворца обращен на широкую подъездную площадь, южный — к поляне, самой большой в пейзажном парке. Дворец стоит на высоком берегу пруда, и его кровли издалека видны над кронами деревьев.

История Большого дворца драматична. Начало строительства было положено в 1776 г. В. И. Баженовым. Однако Главный корпус дворца, состоящий из трёх частей, не понравился императрице Екатерине II, посетившей имение в 1785 г. Она приняла решение снести почти готовое здание и начать новое строительство, которое поручила ученику Баженова — М. Ф. Казакову.

На месте разобранных баженовских корпусов Казаков предполагал построить грандиозный дворец с высокой центральной галереей. Архитектор сохранил общий для царицынских строений Баженова стиль, называвшийся тогда «готическим»: стрельчатые окна, арки, шпили на башнях и проч.

Сочетание красного кирпича и белого камня, декоративные стрельчатые арки на фасадах, сложные парапеты вписывали новый дворец в ансамбль Баженова. Императрица пожелала, чтобы царицынский ансамбль был манифестацией силы и величия ее царствования. Боковые квадратные корпуса стали значительно больше, соединяющая их галерея приобрела царский размах — там предполагалось устроить парадные помещения, на верхнем этаже должен был разместиться двусветный зал, подобный тронным залам императорских резиденций в Царском Селе и Петергофе. Над кровлей галереи появлялся ажурный бельведер, увенчанный двуглавым орлом. По углам боковых корпусов — граненые башни со стрельчатыми окнами и высокими крышами. Новый дворец по размаху не должен был уступать Екатерининскому дворцу в Царском Селе.

Однако расходы на русско-турецкую войну 1787–1791 гг. не позволили продолжать строительство. Работы возобновились только в 1793 г., причем проект был значительно упрощен: здание «понизили» на один этаж и перекрыли кровлями, выкрашенными в черный цвет. Не появилось белокаменного кружева парапетов и шпилей, не был осуществлен и двусветный тронный зал. Царицыну не суждено было стать парадной императорской резиденцией: Екатерина II охладела к своей затее.

После смерти императрицы в 1796 г. её сын Павел I окончательно «заморозил» царицынскую стройку.

Подробнее о Большом дворцеСкрыть текст

Заброшенный Большой дворец быстро превратился в самую романтическую и знаменитую руину в окрестностях Москвы. Унылый облик огромного здания с зияющими проемами окон, черными островерхими крышами и голыми шпицами над башнями вызывал мрачные ассоциации.

В XIX веке владельцы усадьбы — российские самодержцы — изредка навещали Царицыно, осматривали дворец и задумывались о его использовании. Александр I пожелал достроить его для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Но дальше чертежей перепланировки дело не пошло. Николаю I, по воспоминаниям графа А. Х. Бенкендорфа, Царицыно не понравилось — «ни местоположением, ни остатками полуразвалившегося дворца».

Местные жители к этому времени уже растаскивали полы и оконные рамы, выламывали из стен кирпич и белый камень. Известный меценат князь Н. Б. Юсупов, управлявший в 20-х годах XIX века царицынским имением, вывез к себе в Архангельское колонны от портика главного входа.

Обсуждались проекты сноса дворца, устройства в нем казармы или фабрики. К счастью, все они оказались слишком затратными.

К 1880-м годам Большой дворец сильно обветшал; для безопасности публики были разобраны остатки крыш и межэтажные перекрытия.

Во второй половине 1930-х годов началась кампания по приспособлению дворянских усадеб под «нужды пролетариата» и был подготовлен проект реконструкции и превращения Большого дворца в дом отдыха — «дворец для трудящихся». Эта идея, как и другие, более поздние, не была воплощена.

В 1950‒1980-е годы руины Большого дворца использовали для тренировок альпинисты.

В 1984 г. в Царицыне был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, и началась, наконец, реставрация дворцовых руин. Однако в связи с кризисом начала 1990-х гг. финансирование работ в 1996 г. было полностью прекращено. Возобновились они только в 2005 г. и проходили в ускоренном темпе — всего за два года. Строители постарались сохранить все, что еще оставалось от Большого дворца. Но восстановление утраченных элементов и создание внутреннего убранства вызвало горячие дискуссии в обществе. Кровли дворца приобрели светло-зеленый цвет, напоминающий о первом, неосуществленном проекте Казакова. На башнях установили отлитые из композитных материалов ажурные парапеты и шпицы с золотыми звездами. В центральной части здания расположились парадные помещения: вестибюль, парадная лестница, рекреации и два зала на первом и втором этажах. В боковых корпусах Большого дворца теперь разместились многочисленные музейные залы.

Планы экспозиций Большого дворца

Выставки и события в Большом дворце