Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Выставка представляет произведения латвийского художника по текстилю и керамиста, основателя школы латвийского гобелена, академика Академии художеств СССР Рудольфа Хеймратса (1926–1992). В пяти залах Хлебного дома выставлены 9 работ мастера: триптих «Праздничный танец» (1973–1975), квадриптих «Фрагменты-воспоминания о XVIII веке» (1982), «Субботний вечер» (1980), «Ожидание» (1978), «Труд» (1969), «Декоративный ковер» (1965), «Рыбачки» (1968), «Мой узор» (1974–1975), «Ночные бабочки» (1978) .

Гобелены Р. Хеймратса — это восторженный гимн жизни. Художник рассказывает о трудовых буднях, о праздниках с их ликующим весельем и танцами, о воскресном отдыхе на лоне природы, полной очарования и скромной прелести.
Лирико-романтическое восприятие мира окрашивает все произведения художника, оно читается в богатстве форм и красок изобразительного языка, в любовном отношении к материалу. Даже будничные сцены и ситуации превращены в произведениях Хеймратса в оду человеку, его деятельности, его единению с природой.

Огромное влияние на формирование будущего художника оказала природа Латвии — неброская, но удивительно разнообразная: живописные лесные полянки, хуторки, сменяющиеся раздольными равнинами и холмами, убегающими к горизонту.

Художник очень трепетно относится к цвету, к сочетанию красок в природе. Для Хеймратса цвет — источник эстетического наслаждения, носитель разнообразных чувств и переживаний, он входит в образную сущность произведений. Цвет выражает целую гамму чувств — лирических, мечтательных, но не сентиментальных.
Избрав вечные темы труда, природы, любви, художник уходит в своих работах от конкретизации времени и места действия. Мастер непринужденно импровизирует, соединяя различные техники ткачества, разрабатывая новые композиционные и цветовые решения. Элементы композиции заполняют всю поверхность, создавая мозаичную игру форм, линий, пятен, тени и света. Тонкое понимание материала делает каждую нить, ее фактуру, толщину, цвет важнейшими инструментами художника-ткача. Подход к разработке фактуры у Хеймратса своеобразен. Он осознанно отказался от сглаженных поверхностей, скрывающих тканые основы, от имитации живописных полотен — приемов, характерных для классических гобеленов XVIII–XIX веков. Поверхность его гобеленов — струящаяся, переливающаяся многоцветьем красок — напоминает цветную штриховку, кажется живой и трепетной.

Большое место в жизни Хеймратса занимала педагогическая деятельность в Латвийской Академии художеств, где он воспитал плеяду ярких и своеобразных художников гобелена. Среди его учеников — Э. Вигнере-Паулс, Э. Розенбергс, Р. Богустова, Л. Постажа, А. Музе, И. Якоби. Каждого из них отличают индивидуальная творческая манера, свой круг мотивов, свои приемы. Хеймратс не только организовал в Академии отделение ткачества, но и разработал программы и методику обучения, которая послужила образцом для подобных отделений в других учебных заведениях.

Почти четверть века художника нет среди нас, но почти все его произведения выдержали проверку временем.

Куратор проекта — Оксана Шеболдаева.

Дизайнер — Вера Дормашева.